Бөтә яңылыҡтар
Мәҙәниәт
15 Май 2018, 02:00

Кәкүк сәйе шулай була икән

Ә. Вәлиди исемендәге 2-се башҡорт гимназия-интернатының балалар баҡсаһы кескәйҙәре Кәкүк сәйенә йыйылды.

Ә. Вәлиди исемендәге 2-се башҡорт гимназия-интернатының балалар баҡсаһы кескәйҙәре Кәкүк сәйенә йыйылды. Бында балалар милли йолаларҙы белеп, һанлап үҫә, сөнки уларҙың тәртибен күрһәтеүсе, йолаһына ярашлы йыр-бейеүен, әйтемдәрҙе өйрәтеүсе тәрбиәсе апайҙар бар.


Яҙҙы ҡаршылауға, изге өмөттәр менән күгүләнгә баҫыуға арналған боронғо байрамды тәрбиәселәре Әлфиә Вилдан ҡыҙы Әхмәтова менән уртасы төркөм балалары әҙерләп күрһәтте. Сағыу байрам балаларҙың үҙҙәренә лә, тамаша ҡылған өлкәндәргә лә бик оҡшаны.



КӘКҮК СӘЙЕ (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, тат. Кәкүк чәе, кәкүк — «кукушка», сәй, чәй — «чай») — татарский и башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весны.


Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.


Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.


В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.


Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.


Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.
Читайте нас: